воскресенье, 4 мая 2014 г.

Административное право

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с деятельность органов государственной и местной власти по исполнению ими управленческих функций. Специфика предмета регулирования позволяет называть Административное право – управленческим. Данное право регламентирует порядок формирования и деятельности органов власти всех уровней. В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают отдельную отрасль правовой системы –административное право, которое по важности для страны занимает вторую позицию после конституционного.Фактически, вся деятельность государства опирается на административное право. Российской Федерации это касается в особенности, так как в нашей стране исполнение государственной власти требует особо тщательной организации. Причина этому – большое количество проживающих в России национальностей и огромные размеры самой территории. Административное право является публичным. Это обусловлено тем, что эта правовая отрасль регулирует и защищает отношения общества и государства. Поскольку право является самостоятельной правовой отраслью, да и к тому же достаточно объемной, оно имеет свой предмет и методы.
Предметом административного права представляется совокупность общественных отношений, берущих свое начало во властной деятельности администрации государства и судопроизводства. Также предметом регулирования административного права являются различные отношения в обществе, подлежащие управлению со стороны органов власти. В рамках административного права рассматриваются и противоправные деяния, не относящиеся по своей тяжести и опасности  к преступлениям, данные противоправные деяния являются административными правонарушениями.
Эти отношения разделяются на три основные группы:
  1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Функции органов государственного управления:
Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права

.
Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
Правоохранительная функция
, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.


Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.
Источники административного права:

Конституция Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ
записано: "Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
определяется федеральным конституционным законом").
Федеральные законы, содержащие нормы административного права.
Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.
Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам
государственного управления.
Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП).
Приказы и постановления министерств и ведомств.
Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т. е. городских и районных администраций).
Приказы руководителей государственных и негосударственных
предприятий (учреждений).
Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной)
руководителей подразделений предприятия (учреждения).
Субъекты административного права:

Федеральные органы исполнительной власти.Органы местного самоуправления.
Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).
Общественные объединения (организации).
Государственные служащие (должностные лица).
Граждане.

Принципы административного управления:

Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.
Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.
Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.
Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.
Система административного права:
Административное право делится на общую и особенную части.
Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:
1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие
определенных прав и обязанностей);
2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
3) административно-правовой статус негосударственных организаций;
4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т. д.).

Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);
2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);
3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);
4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.
Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);
2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);
3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);
4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

Классификация административно-правовых отношений
1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.
Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
Отношения, в которых один из участников подчинен другому, — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права.
Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтами.

Методы административного права
Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.




Комментариев нет:

Отправить комментарий